Владимир Путин 31 марта подписал указ о весеннем призыве на военную службу. Согласно ему, весной в армию планируют призвать 160 тысяч человек в возрасте от 18 до 30 лет: это самый высокий показатель с начала войны с Украиной и на 10 тысяч человек больше, чем в прошлом году.
Призывать будут как бумажными повестками, так и электронными, которые военкоматы будут направлять в личный кабинет гражданина РФ на "Госуслугах". Причем чиновники заявляют, что электронная повестка будет считаться врученной через 7 дней с момента ее размещения в реестре, независимо от того, прочел ли ее адресат.
Минобороны РФ отдельно утверждает, что призывников не будут направлять на оккупированные территории Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей Украины. Но эксперты призывают этим обещаниям не верить: число российских призывников-срочников, которые были убиты на войне, исчисляется уже сотнями человек.
Какие еще нововведения ждут россиян в этот призыв и как с ними бороться? Настоящее Время поговорило об этом с пресс-атташе фонда "Идите лесом" (он помогает отказникам и людям с антивоенной позицией в России) Иваном Чувиляевым. Тот выделяет две основные новации. Во-первых, продолжение облав. Во-вторых, создание по всей стране Единых призывных пунктов (ЕПП), которые заменят военкоматы и позволят призывать срочника "одним днем". В-третьих, игнорирование военными врачами медицинских справок и диагнозов призывника: призывать будут вне зависимости от состояния здоровья, уверен Чувиляев.
"Власть повышает количество людей (которых будут призывать). С каждым призывом их становится больше, и такого, чтобы их стало меньше, за время войны не было, — подчеркивает эксперт. — На данный момент 160 тыс. человек — рекордное пока число. Но очевидно, что этот рекорд будет побит следующим осенним призывом, если ничего вдруг (на войне) не изменится кардинальным образом".
"По поводу методов, которыми они будут эту цифру обеспечивать. С одной стороны, они все те же, что были в прошлые разы: облавы в самых разных местах, включая приезды по адресам призывников и вламывания к ним домой, выслеживание их, ожидание их у квартир. Во-вторых, это призывы "одним днем", — предупреждает он.
Вот как, по словам Чувиляева, призыв "одним днем" будет происходить:
"Происходит облава, человека везут в ЕПП, в Единый призывной пункт. И в Едином призывном пункте его очень быстро оформляют, минут за 5-10, после чего сразу отправляют в военную часть (откуда сложнее сбежать и откуда побег подпадает под уголовную статью о дезертирстве — ред.). Это делается для того, чтобы он за время, пока его везут в ЕПП и пока он в ЕПП находится, ничего никому сказать не мог, позвонить никуда не успел и родственникам ни о чем сообщить тоже не успел, — рассказывает представитель "Идите лесом". — После этого его прямиком из ЕПП отправляют в военную часть".
"В чем засада конкретно этого призыва в связи с этим? Во-первых, теперь ЕПП будут вводить повсеместно в России. На данный момент, напомню, есть один такой пункт, в Москве. Но теперь эти ЕПП будут открывать во всех регионах. И вместо военкоматов призывом будут заниматься именно они, — объясняет Чувиляев. — Понятно, что не везде их успеют организовать. Но их будут собирать в спешном, авральном режиме. Смысл — чтобы тех, кого поймали при облаве, по московскому образцу быстренько в этот ЕПП отвезти и там их оформить".
Одновременно с ЕПП, которые будут открываться во всех регионах России, в них будут появляться собственные призывные комиссии, предупреждает Чувиляев. И они, по его прогнозу, будут гораздо чаще игнорировать диагнозы призывников, которые ранее были поставлены гражданскими врачами.
"Это метод, подаренный племянницей Путина Анной Цивилевой. Она предложила, на самом деле, просто подтереться, реестром непризывных диагнозов. Соответственно, в ЕПП будут этими самыми диагнозами и всеми бумажками, связанными с диагнозами, "подтираться". Комиссии будут их игнорировать. Эти справки и так-то любили в военкоматах терять, забывать, игнорировать. А теперь это будет делать гораздо проще, — предупреждает представитель "Идите лесом". — Для призывника это значит, что надо быть втройне более бдительным, внимательным и осторожным в этот призыв".
"Надо иметь в виду, что будут облавы, поэтому не надо шастать по улицам. И надо быть осторожным и глядеть в оба по поводу того, нет ли вокруг тебя каких-нибудь ментов или сотрудников военкомата, — предупреждает Чувиляев. — Будут, соответственно, все эти ЕПП, и поэтому за этим тоже надо бы хорошо следить: открыли ли его в вашем городе или не открыли. Ну и все, что связано с медицинскими документами — это тоже требует даже не тройного, а десятерного внимания".
Цивилев отдельно призывает призывников не обращать внимания на сообщения, которые рассылают сотрудники военкомата на мобильные телефоны, в том числе СМС-сообщения.
"Военкоматы упорно пытаются всех на свете убедить в том, что электронная повестка – это когда они СМС присылают со своего телефона, просто делая массовую рассылку всем. И еще говорят: "Не придешь в военкомат — по IP вычислю", именно на таком языке они любят писать сообщения. Это не электронная повестка! Это спам, — подчеркивает эксперт. — Это вам дурак-военком вешает лапшу на уши. А вы его не слушайте, мало ли что они вам присылают? Воспринимайте это как СМС из магазина, что у них распродажа помидоров. Вы что, побежите, сломя голову, на эти помидоры смотреть? Нет, не побежите. Вы удалите эту СМС и правильно сделаете. То же самое делайте и с этими эсэмэсками и сообщениями в WhatsApp от военкомов. Можете, например, их блокировать".
"Электронная повестка – это только то, что вам приходит в виде пуш-уведомления на госуслуги или на "Mос.ру". Но для того, чтобы это заработало, надо, чтобы заработал единый реестр военнообязанных. А он до сих пор не готов, его не существует, — также объясняет Чувиляев. — Министерство обороны РФ недавно впервые сообщило, что у них он готов и он заработает прямо сейчас, немедленно. Но верим ли мы в это? Нет, не верим. Пока реестра нет, электронных повесток тоже нет".
Чувиляев отдельно отмечает, что за три года войны с Украиной принцип комплектования армии изменился в корне: сегодня армия в основном набирает именно контрактников, которыми могут быть люди нескольких категорий. Либо это заключенные, которые хотят снять с себя судимость и выйти на свободу, либо это люди, которым грозит уголовное дело, либо это большое количество людей, у которых проблемы с деньгами. "И министерство обороны занимается тем, что заманивает этих людей в армию всеми доступными методами", — подчеркивает он.
Однако срочников тоже часто уже в части уговаривают подписать контракт, который будет действовать до окончания войны в Украине, то есть, по сути, бессрочно. И эту опасность тоже игнорировать не надо, предупреждают эксперты.