В Бишкеке продолжаются споры вокруг земельных участков вдоль трассы, ведущей к новому зданию президентской администрации Кыргызстана. Власти хотят расширить дорогу, но им мешают частные земельные участки горожан. Судя по заявлениям мэра, говорят они, часть земли у них просто отнимут без всякой компенсации.
Среди тех, кто может лишиться части своего огорода, – пенсионер Алымбай Окунов. Несколько недель назад к нему пришли люди из муниципалитета и заявили, что он должен сдвинуть свой забор вглубь участка на 11 метров. Позже ему сказали, что не на 11, а на 5. Но и в этом случае, возмущается мужчина, это незаконный отъем частной собственности: "Я точно уверен, что ко мне придут, ну, я надеюсь, придут на основании закона, а если придут и экскаватором начнут рушить... там вот у меня, видите, сарай, сад. Ну что я могу сделать-то?"
Алымбай спешит показать нам красную книгу на свой участок — это правоустанавливающий документ на частную собственность, который, наряду с Конституцией и Земельным кодексом, казалось бы, гарантирует ее неприкосновенность. Однако пенсионер боится, что власти просто снесут забор и скажут: теперь твой огород начинается там, а здесь будет дорога.
Ни Окунов, ни большинство его соседей, которых коснулась эта проблема, не против расширения дороги. Но сейчас, говорят они, действия чиновников выглядят как рейдерский захват, потому что на встрече с жителями жилмассива мэр Айбек Джунушалиев заявил, что власти не рассматривают вопрос о компенсации.
"Ну, это не просто мои хотелки. Это требование закона. Они должны прийти и сказать, вот такая вам предлагается компенсация. Я могу с этим согласиться, что они предлагают. Тогда все, мы подписываем договор, и пусть сносит, убирает и делает дальше, а я получаю то, что они предлагают. Но я могу не согласиться. Правильно?" – задается вопросом житель Бишкека Алымбай Окунов.
Всего снос заборов и других строений с последующим отъемом земли может коснуться 66 домовладений в жилмассивах "Киргизия-1" и "Киргизия-2". В муниципалитете отмечают, что жители вышли за пределы красной линии и застроили муниципальную землю. При этом сам мэр утверждает, что власти действуют на основании приказа главы города от 1997 года. Градоначальником тогда был Борис Силаев. Джунушалиев утверждает, что участки тогда людям оформляли с условием, что, если вдруг начнется расширение дороги, те не получат никакой компенсации.
"Они, согласно этому решению, уже были уведомлены и знали о том, что будет расширение дороги и при сносе своих заборов, домостроений и так далее, что это компенсации не будет подлежать. То есть это решение принято не мной, не нынешним руководством. – Решение было принято еще в 1997 году, когда им выдавались акты на эти земельные участки", – заявил мэр Бишкека Айбек Джунушалиев.
По первоначальному проекту трасса к президентскому дворцу должна была стать десятиполосной. Сейчас в мэрии говорят, что дорога увеличится только до шести полос, с выделенкой для автобусов, а по краям проложат велодорожки, тротуары, между ними – полосы с озеленением. По версии муниципалитета, та самая красная линия сейчас проходит по участкам жильцов. На первом этапе, как заявляют чиновники, идет работа по тем участкам, которые вышли за свои пределы.
"У нас сейчас задача – освободить те земельные участки, которые находятся на муниципальной территории, а относительно других земельных участков я комментарий пока не могу дать", – сообщил представитель управления по контролю земель мэрии Бишкека Алтынбек Джумабеков.
Некоторые из жителей признают, что их заборы стоят на муниципальной земле, и выражают готовность вернуть часть территории государству. Но люди опасаются, что мэрия хочет отобрать не только свою землю, но и чужую. Собственники заявляют, что будут судиться.
Жители заявляют, что мэр, ссылаясь на приказ 18-летней давности, вводит всех в заблуждение. По их словам, в этом документе речь идет о невозможности компенсации только для тех, кто на своих участках хотел построить коммерческие объекты. Речь, уверяют они, идет только об одном кафе. Да и если его снесут, то земля под ним ведь все равно частная. Владельцы обратились к президенту. Садыр Жапаров пока никак не отреагировал на скандал.